Художники земли эвенкийской

Составитель В.Сумаков
Фоторепродукции В.Сумакова
Валерий Сумаков

Валерий Сумаков - эвенкийский фотохудожник. Родился в 1959 г. в п.Тура Эвенкийского национального округа. В 1992 г. окончил Кемеровский государственный институт культуры, кафедру киномастерства. Лауреат Окружных, Краевых, Всероссийских фотоконкурсов. Альбом "Художники земли эвенкийской" - первая попытка представить на обозрение обобщенную коллекцию работ эвенкийских худоржников.

Эвенкия - это край суровых зим с трескучими морозами и лихими метелями. Край, где девять месяцев - зима, остальное лето, где по огромным пространствам тайги и тундры кочуют стада оленей, где собираются редкие птицы, бродят медведи и росомахи, рыщут лисы и песцы, обитают пушистые соболя. Эвенкия - это край, где в короткое северное лето успевают растаять реки и речушки, скованные метровой толщиной льда, расцвести цветы, созреть ягоды и грибы... Для многих людей Эвенкия была и остается краем романтики и экзотики еще и потому, что здесь, на озере Виви, находится географический центр нашей великой России.

Судьба распорядилась так, что именно здесь, в самой середке нашей Родины много веков назад обосновались эвенки - мужественный, талантливый народ. Они обогатили материальную культуру человечества, одомашнив северного оленя, изобретя хитроумные орудия труда - охотничье, рыболовное снаряжение, приспособившись к жизни в сложнейших климатических условиях. Эвенки постоянно находятся в тесной и непосредственной связи с природой, её естественной красотой.

Очарование Эвенкийской природой может почувствовать каждый. Но нужно быть настоящим художником, чтобы не только разглядеть, но и воплотить эту красоту на холсте и бумаге, суметь выбрать главное в ней, не потонув в бурном потоке художественных равноценных образов. И таких художников Эвенкийская земля дала немало.

Возможно, секрет здесь заключается в том, что именно близость природы будет в душе человека способность воспринимать и отображать прекрасное. Замечено, что практически у каждого эвенкийского ребенка есть талант художника, и, при определенном его развитии можно получить хорошие результаты. Излюбленным видом изобразительного искусства у эвенков является графика, где преобладают черно- белые цвета. Эти краски наиболее точно отражают эвенкийскую особенность видения: в краю большую часть года тайга и тундра покрыты ослепительно белым снегом, и на его фоне отчетливо выделяются черно-серые штрихи, линии и силуэты деревьев, скал, оленьих караванов, стремительно летящих нарт, токующих глухарей, струек дыма над островерхими чумами...

Признанными мастерами изобразительного искусства являются такие эвенкийские художники, как Р. Пикунов, Н. Ботулу, А. Эмидак, к сожалению, рано ушедшие из жизни, а также С. Салаткин, Н. Хукочар, А. Амелькин... Последний, правда, русский по национальности, но как можно, живя в Эвенкии и имея искру божью, не стать художником, воспевающим красоту здешних мест?

Не случайно, видимо и приехавшие в Эвенкию в разное время люди, поддавшись очарованию таежных пейзажей, здесь продолжили совершенствование своего художественного мастерства и их также можно теперь считать "своими" живописцами и графиками. Это В. Садовников, С. Казанцев, Б. Романовский, В. Донченко, А. Попов.

У каждого художника - присущая только ему манера письма, свой почерк. Конечно же, среди произведений художников, прежде всего - пейзажи Эвенкии. Они написаны в разные времена года, в разное время суток. Но все эти работы дышат любовью к своей Родине, к суровой, но такой прекрасной земле.


Амелькин Анатолий Григорьевич

Амелькин Анатолий Григорьевич Приехал в Эвенкию в 1966 году. Приехал сразу после службы в армии и навсегда остался в округе. Заманила, околдовала северная земля. Здесь его семья, здесь растут его дети. Годы жизни посвящены работе в Красном чуме, годы - оленеводству. И все - с полной отдачей сил, с подчинением делу всех своих интересов. И одновременно - неуемная жажда познания. И еще - искусство.

Многие работы А.Г. Амелькина полны свежестью чувств, остротой композиции, звучностью колорита. На небольших изысканных по цвету пастелах - Эвенкия. Тайга, сопки, бурные речки, заснеженные перевалы, идеально вписывающиеся в ландшафт - стойбища оленеводов. Конусы чумов и легкие, как языки газового пламени, кроны лиственниц...

Анатолий Григорьевич знает практически все языки народностей Севера. Амелькин блестящий знаток эвенкийской топонимики. Может, от этого глубокого знания, замешанного на любви, такая правда, такая острота чувства в полукатинах-полурисунках . Он любит изображать эвенкийские речки. Бурные, со светлой водой речки, в струях которых играет хариус-крылатка и вдруг плеснет оранжевым хвостом могучий таймень. Речки эти питают своей водой красавицу Н-Тунгуску - реку жизни по-эвенкийски.

Также и творчество А.Г. Амелькина сливается в один могучий поток, имя которому - искусство. Нельзя перекрыть этот поток.
Галерея


Ботулу Николай Христофорович

Ботулу Николай Христофорович Родился 21 ноября 1932 года в поселке Ессей. Художник самоучка. Рисовал с детства. В детстве познал все тяготы и лишения, рано потерял мать. Учился в г. Красноярске. Работал в последние годы жизни - с 1962 г. по 1979 г. в поселке Нидым, был заведующим и художником оформителем СДК.

Признание как самобытного художника к нему пришло еще при жизни. Так в 1970 году на выставке в Москве за свои линогравюры "Пыжик", "Мать и дитя", "В родные края" Николай Христофорович получил диплом первой степени. Выставки мастера проходили в Москве, Новосибирске, Красноярске и даже в Японии. Но материальное благополучие ни ему, ни его семье это не принесло.

Творчество Николая Христофоровича основной его жанр, который ему более всего удавался - линогравюра. В его работе отразился быт народа, его трудовые будни и конечно прекрасная северная природа.

Вот уже 17 лет как нет среди нас Николая Ботулу, но осталось его творчество, его замечательные линогравюры, картины, этюды, наброски, которые свидетельствуют о самобытном таланте этого удивительного самородка, признанного еще при жизни.

Сын двух народов - якутского и эвенкийского - он прекрасно владел двумя языками, знал историю этих народов, что и отражено в его работах. Светится большая любовь к родному краю, подлинное знание севера. Его линогравюры просты и неброски, наполнены глубокими думами и чувствами.
Галерея


Мешков Владимир Ильич

Мешков Владимир Ильич Мешков Владимир Ильич родился в 1919 году, в с. Саятро-Каясов в Чувашии. В восьмилетнем возрасте с родителями переезжает в Сибирь в Иркутскую область.

Возможно, прекрасная девственная природа Сибири пробудила в нем талант. Уже в школьные годы обнаружилась способность у Владимира Ильича к рисованию. С 1934 года В.И. Мешков начал работать в сельской многотиражной газете, затем много лет сотрудничал в районных, городских и краевых газетах Иркутской области и Красноярского края. В 1939 году начал работать в Эвенкии в газете "Эвэды ошакта ин". В выставочном зале окружного музея экспонируются работы В.И. Мешкова, написанные маслом в 1940 г.

За годы работы в Эвенкии Владимир Ильич дважды был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Владимир Ильич часто приезжает в Эвенкию. Север для него - источник вдохновения. Именно здесь наблюдает он и перекладывает на язык графики, романтику тайги, снежных троп, поэзию труда, будни героических дел северян. Работы В.И. Мешкова экспонировались в Берлине, Бухаресте, Будапеште, Гвинее, на Кубе, во Франции, Японии...

В.И. Мешков говорит о себе - "Я видел Север зимой и летом. Я видел первую зелень Эвенкии и нетающий снег на Таймыре. Я писал статьи для охотников и рисовал портреты оленеводов и рыбаков. Работа в местной газете научила меня смотреть на жизнь глазами моих земляков северян.

Если мои работы в какой-то мере пробудят в зрителе интерес к Таймыру и Эвенкии, помогут понять душу моего народа, я буду самым счастливым человеком.

Названия и сюжеты моих работ конкретны - "Дорога на Ессей", "В Туре" - это рассказы о Родине. Так я видел мою северную землю, суровую, холодную, Родину сильных, мужественных людей.
Галерея


Пикунов Роман Ильич

Пикунов Роман Ильич Родился в с. Ванавара Т-Чунского района Эвенкийского автономного округа 1941-1982 гг. эвенк.

Окончил художественно-графический факультет Ленинградского института им. Герцена.

Защитил свою дипломную работу циклом гравюр по мотивам романтической повести Михаила Ошарова "Бегут воды Кимчу". Дипломная работа Пикунова единогласно была оценена на "отлично". В его работах находит выражения впечатления, полученные художником в юности. Тогда он частенько проводил каникулы в оленеводческих бригадах.

В его творчестве преобладает излюбленная им графика.Особенно интересны его гравюры из серии иллюстраций к роману М. Ошарова "Большой аргиш". Это произведение привлекло Р. Пикунова богатством содержания, возможностью отразить жизнь эвенков в наиболее характерных и драматических ее проявлениях. Р. Пикунов довольно успешно работал в жанре портретного рисунка. На его рисунках можно видеть жителей Эвенкии.

Все эти работы отличаются умением автора выразить суть характера человека, запечатлеть в портрете следы человеческой судьбы.
Галерея


Попов Александр Иванович

Родился в 1950 году в Байките, русский.

Мать учительница, отец - начальник РУС, служил в ГДР, в 1972 году окончил ЛГПИ им. Герцена, художественно-графический факультет.

Работал 9 лет в БСШ, 3 года художником в рыбкоопе, 6 лет в отделе Культуры художником. Сейчас в БСШ. Рисовать начал со школьных лет.

Выставлял свои работы на всех выставках проводимых в п. Байките, г. Красноярске, г. Москве.

В планах художника провести юбилейную выставку в 1999 году.Произведения Попова - это сложный сплав чувств и мыслей живописца.

Годы жизни в Эвенкии и страстное желание поведать людям о поэтической природе Севера помогли художнику найти свою тему в искусстве. Вдохновенным выразительным языком Попов рассказывает об удивительных уголках Эвенкийской земли.

"Пробуждение", "После дождя", "Утро в кедрачах" - эти и другие полотна поражают своей прозрачностью и тонкостью работы, творческой индивидуальностью, способностью проникать в глубину и многогранностью окружающего нас мира. С детства он любил рисовать. С начала - карандашом, затем акварелью, а там и маслом. Больше всего его трогал пейзаж, иногда натюрморт. Привлекала графика и резьба по дереву. Естественно, замыслов у мастера много. Главная задача - сделать общественный образ Эвенкийской тайги, то есть собрать характерные детали природы - сочетание неба, земли, ландшафта - и передать все людям, которые живут, зачастую просто не обращают внимание на окружающий их красоту.
Галерея


Садовников Василий Иванович

Садовников Василий ИвановичРодился в 1926 году д. Кукуй Ленинградской области. Воевал на Ленинградском фронте. В Туру приехал в 1950 году.

У Василия Ивановича Садовника есть такая картина. На заснеженном поле, на фоне грозового пожара войны лежат автомат и солдатская каска, рядом - мольберт и кисть художника. Эта картина о себе. В.И. Садовников в первые дни ВОВ ушел на фронт, защищал Ленинград. Художник стал солдатом, солдат становится художником.

Все послевоенные годы работает на Севере художником- оформителем, создал целую галерею картин об Эвенкии.

Его работы участвовали во многих выставках округа, края, в Москве.
Галерея


Салаткин Сергей Геннадьевич

Салаткин Сергей Геннадьевич, АвтопортретСергей Геннадьевич Салаткин родился в 1953 году. Эвенк. В 1970 году закончил Туринскую среднюю школу. В 1976 закончил Московский Архитектурный институт, где преподавали живопись, скульптуру, композицию, что сыграло немаловажную роль в его становлении, как художника.

Сергей Геннадьевич является одним из создателей в Эвенкийском окружном краеведческом музее зала этнографии.

Как художник, он является графиком и в работе предпочитает черно-белые краски. Он считает, что эти краски наиболее точно отражает именно Эвенкийскую особенность видения. В нашем краю большую часть времени года лежит снег, и на его фоне в основном выделяются черные и серые штрихи, линии и силуэты тайги, оленей, собак.

Его картины не раз экспонировались в окружном музее, в г. Красноярске, на краевой выставке. Наиболее удачными являются картины: "Мадонна", "Юные оленеводы".

В 1989 году в городе Красноярском книжном издательстве вышла книга А.С. Пушкина на Эвенкийском языке в переводе Алитета Немтушкина - эвенкийского поэта. Многим эвенкийцам было неожиданностью узнать Сергея Салаткина, в роли иллюстратора книги. Раньше не было подобных заявок на такой вот выход за пределы округа. Необычная, оригинальная изобразительная трактовка сказки.

Архитектор по образованию, является, скорее всего, более художником.

Трудно однозначно определить жанр его работ, настолько широк круг его творческих интересов. С одинаковым успехом он может выполнить эскизы театральных декораций и костюмов, придумать концепцию художественного оформления фестиваля народного творчества и выполнить его своими руками. По его эскизам постоянно выпускается полиграфическая продукция: плакаты, открытки, буклеты. Он является автором герба и флага Эвенкии.

Он оформил три книги, вышедшие в красноярском книжном издательстве. "Эвенки водят хоровод" А. Мельника , "Приглашаем на Туюн" Н. Свиридовой, так же "Самэлкин" (Метка на оленьем ухе) А.Немтушкина - сборник рассказов на эвенкийскую тематику.
Галерея


Хукочар-Потапова Надежда Герасимовна

Надежда Герасимовна Хукочар родилась 6 марта 1955 года в поселке Чиринда в многодетной семье. Училась в Чириндинской начальной школе, затем Туринской средней школе-интернат. В 1978 году закончила художественно- графическое отделение Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена. Нелегко ей было учиться. Надежда Герасимовна нашла в себе силы и вдохновение не только закончить институт, но и продолжить творческую работу как график.

Вот уже десять лет она преподает рисование и декоративно-прикладное искусство в Туринской вспомогательной школе-интернате. Много внимание и времени уделяет детям, способных к рисованию. Ее ученики активно участвуют в конкурсных выставках.

Работы Н.Г. Хукочар демонстрировались в окружном музее, во время второго Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, а также на краевой выставке.

Надежда Герасимовна мастер портрета. В своих работах этого жанра она передает характер человека, его внутренний мир. Интересны серия портретов "Одноклассники", портреты оленевода Г.Н. Хукочар, "Девочка в матроске".
Галерея


Эмидак Ануфрий Леонидович

Эмидак Ануфрий Леонидович. Работа Романовского Б.Б.Родился в 1936 году на фактории Чиринда. Его детство прошло в тайге. Закончил семилетнюю школу в Туре, а затем поступил в Минусинскую культурно-просветительскую школу.

С малых лет с отцом ездил на охоту. Увиденное им в лесу с легкостью ложилось на тетрадный лист. Приходилось рисовать углем из-за отсутствия карандашей. А в школе это увлечение умело направляли педагоги. В школе-интернат оформлял стенгазету. В Минусинске в месте с Н. Ботулу посещал художественную студию. Потом была служба в армии, где тоже пригодилась увлечение, он был художником в агитмашине.

Вернувшись в Эвенкию, Ануфрий Леонидович всерьез занялся живописью. Это были пейзажи, портреты, бытовые сценки из жизни земляков. Ануфрий Эмидак в своих пейзажных композициях создает обобщенный образ Эвенкийской природы. Картины пишет широко с размахом, где воспета суровая природа Эвенкии. Здесь все дорого и близко: бледно-голубое небо, зеркально-искристый снег с задушевными сопками и гордыми его обитателями; олени, медведи. Он любит свой край и его народ.

Все его картины дышат любовью к Родине, к своей земле, восхищение природой.

Репродукции его картин помещались в газетах "Красноярский рабочий", "Советская Эвенкия" в журналах "Огонек", "Смена".

Участвовал в выставках юных художников Севера и Дальнего Востока, получил Почетную грамоту за участие в выставке в Хабаровске 1963 г. На международном фольклорном фестивале, проходившем в г. Красноярске, г.Улан-Удэ в 1992 году.
Галерея


Донченко Владимир Иванович

Родился в 1950 году в Хабаровском крае с.Екатерино-Никольское. Среднюю школу окон-чил в Архангельской области. Родители: мать - учитель, отец - подполковник погранвойск. После службы армии на Северном флоте, поступил в училище искусств им. Мухиной, которое к сожалению не закончил. Работал на ЛЭП, плавал рыбаком на плавзаводе в Магаданской области. С 1986 года живет в Байките.

Работал художником в отделе Культуры, в настоящее время работает в ПУЖКХ п.Байкит столяром. Началом творческого пути считает 1967 год.

В его работах отражается жизнь и быт древнего эвенкийского народа, его легенды и мифы.

Участвовал в выставках в Благовещенске, Магадане в 1989 г. Весной 1993 года в г. Красноярске в культурно-историческом центре состоялась его персональная выставка "Легенды Эвенкии". Работы вызвали большой интерес у зрителей. Часть работ была приобретена иностранцами. В планах Владимира, провести выставку в окружном центре.
Галерея


Казанцев Сергей Иннокентьевич

Казанцев Сергей ИннокентьевичКазанцев Сергей Иннокентьевич родился в 1952 году на заимке Железная гора в Енисейском районе Красноярского края, русский. Он был в семье восьмым ребенком. Его родители, исконные сибиряки, вели свое натуральное хозяйство, малограмотные кресть-яне, они были прекрасными народными умельцами, мать умела плести колоритные ков-рики, отец шорничал, мог сплести лесковую кошеву.

В 1958 году семья Казанцевых переезжает в Енисейск, Сергей Казанцев семилетним мальчиком впервые увидел город, который поразил его своими удивительными зданиями, скоплением множества народа.

В школе Сергей учился жадно. Ему было интересно все: история края и культура. В 1969 году Сергей Казанцев поступает на биолого-химический факультет Красноярского университета и берется за науку с таким рвением, что вскоре ему присуждают Ленин-скую стипендию. Летом (в качестве лаборанта) он участвует в биологических экспедициях, проводящих полевые работы в разных уголках Сибири и Дальнего Востока. Начиная с третьего курса, занимался серьезной научной работой, публикует статьи в научных жур-налах. Дипломную работу Сергей Иннокентьевич выполняет в центре биологических исследований Академии наук СССР и защищает ее с отличием. В 1974 году его направляют на работу в институт биохимии и физиологии микроорганизмов в АН СССР расположен-ный в г. Пущино Московской области. За семь лет, проведенных в подмосковном академи-ческом городе Пущино, сформировался Казанцев - ученый и Казанцев - художник.

В 1977 году в доме ученых научного центра открылась выставка самодеятельных ху-дожников города, Сергей Казанцев впервые выставил свои картины, и они были отмече-ны Почетной грамотой. Очередное участие в выставке самодеятельных художников, состоявшийся в Пущино в октябре 1981 года имело переломное значение для Сергея Казанцева . После глубокой переоценки он понял по настоящему, что его истинное призвание - живопись.

В конце 1981 года он переезжает в родные края, работает в Северо-Енисейском районе старшим егерем и пишет свои холсты на "пленэре".

В 1982 году Сергей переезжает в малонаселенную Эвенкию. Начинается новый этап в жизни художника, пора духовного расцвета и художественной зрелости мастера. Сергей находится в постоянных переездах - перелетах "Турне" в разные уголки Эвенкии, над огромными ее пространствами, что позволяет лучше понять природу сурового края. Чаще всего он совершает поездки по Илимпийскому и Байкитскому району - отсюда и берут сериалы созданные им Эвенкийских пейзажей, портретов, этюдов.

В январе 1984 года в Туринском доме культуры разместилась персональная выставка Сергея Казанцева. Затем следуют выставки в поселках округа. Благодаря содействию народного художника РСФСР В. Мешкова в тот же год его картины экспонируются в Красноярске на краевой выставке самодеятельного и народного творчества. Художник награждается знаком "Победитель Всесоюзного смотра РСФСР", ему вручают диплом.

Картины, выполненные им "на пленэре", отличает волшебное свойство. Они как бы озвучены. Словно в музыкальном произведении, художник старается передать на картине строй поющей своей души - в такт той мелодии, которую исполняет сама природа. Горы, тайга, река - как отлаженный единый оркестр. Оказывается художник может запечатлеть музыку в красках. Около 250 полотен, написанных маслом, почти столько же графических работ - вот неполный итог 18-летнего творчества художника в Эвенкии.

Поет несмолкаемый оркестр созданных им картин, прославляя красоту Эвенкийской природы.
Галерея


Романовский Бронислав Брониславович

Романовский Бронислав Брониславович Родился в 1946 году в п. Лесной Кировской области. В 1954 году переехал в г. Красноярск. Будучи школьником Бронислав занимался в изостудии при городском Дворце пионеров, а в 1965 году заканчивает Красноярское художественное училище имени Сурикова.

С 1965 год по 1968 год - Служба в армии. С 1968 по 1984 работает художником-оформителем в различных организациях г. Красноярска . За этот период наибольшим творческим подъемом и находками выделяется его работа в отделе эстетики Красноярского алюминиевого завода.

В общем-то, рутинная работа художника-оформителя становится подлинным творчеством , когда за нее берется человек, неравнодушный, ищущий, сомневающийся, одним словом, настоящий художник.

Романовский может все, за чтобы не брался. Однако прекрасно, как художник, он может работать с металлом и глиной, деревом и гипсом, заниматься шрифтами, прикладной графикой. Но вершиной его таланта стала живопись.

Следует особо отметить нынешний период жизни и творчества Б.Б.Романовского, который начался с 1984 года, когда он с семьей переехал в Эвенкию, Туру. Цепочка случайностей из жизни художника выстраивается в закономерную цепь жизни. Это становится видно по прошествии десяти эвенкийских лет. Бронислав начинает работать в художественной мастерской при Илимпийском отделе культуры. С его приходом профессионализм и общий уровень работ мастерской поднялись на новую высоту.

Из крупных работ этого периода можно отметить его работу над созданием Памятника погибшим воинам-эвенкийцам в Туре, высокопрофессиональную работу над оформлением экспозиции окружного краеведческого музея, интерьеры медицинского училища, Туринской средней школы, сберегательной кассы и многое-многое другое.

Груз творческих проблем, не до конца востребованный талант художника ищут выход и находят в занятиях живописью. Художник открывает для себя новую страницу под названием Эвенкия и отдает ей свое сердце. За каждым произведением стоит напряженный труд, многолетние странствия в труднодоступные места Эвенкии.

С первых картин, которые увидели эвенкийские зрители, видна присущая только Романовскому живописная манера, отличающиеся тонким настроением, новизной, оригинальность композиции, смелыми цветовыми решениями, которые передают разнообразные, порою сложные состояния природы.

За всеми работами художника стоит неустанные поиски пластического языка, выразительных средств, совершенство композиции. Частая неудовлетворенность достигнутым, заставляет его еще и еще раз возвращаться к старому сюжету, искать иные приемы, иные живописные состояния.

Говоря о творчестве Романовского невозможно не упомянуть о его качественных колористических поисках, напряженной работе на натуре.

И как результат этого - мастерское владение различными материалами, будь это этюд, написанный маслом или тонкая акварель.
Галерея